Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
05|Май 2024
Все новости

Маршрут для робота: на осенних каникулах в Барнауле прошли состязания юных изобретателей

На базе Центра опережающей профессиональной подготовки Алтайского края состоялся III региональный робототехнический турнир «Миссия: Педагог». В нём приняли участие около 100 школьников из разных городов и районов края. 

 

Всё - сами  

Если попасть на роботурнир в самый его разгар, можно потеряться в гомоне множества голосов и визуальном хаосе – на адаптацию нужно какое-то время. Повсюду дети собирают и разбирают самодельные модели разной комплектации и сложности, громко обсуждают конкурсные трассы, которые предстоит пройти их роботам, спорят о способах усовершенствования своих творений. Педагоги и родители за всем этим наблюдают через стеклянные стены кабинетов – им запрещено находиться рядом с детьми, так честнее. 

1 У нас сегодня на турнире выступают две команды по два человека девяти-десяти лет в категории LEGO Mindstorms, – рассказывает педагог дополнительного образования Центра детского технического творчества Ленинского района краевого центра Анна Бондарь. – Мы участвуем в этих соревнованиях в третий раз, в прошлом году заняли первое место. В принципе задание всегда одинаковое – ребятам нужно создать робота, который будет выполнять определённую миссию. А вот она меняется. Конечно, ее мы знаем заранее. Исходя из этого дети разрабатывают свою стратегию, оснащают робота всем необходимым для того, чтобы, например, нажать кнопку, с места на место переставить объект, преодолеть препятствие.

Всего в конкурсный день участникам на это дается три минуты. Понятно, что за столь короткий срок выполнить всё невозможно. Это осознают и юные робототехники. Поэтому заранее продумывают, какие элементы лучше выполнить, чтобы заработать как можно больше баллов, а что можно и обойти стороной.

— Мы по своему опыту поняли, что надо начинать с самых простых манипуляций, – делится Анна Бондарь. – Сделаем столько, сколько успеем, но зато все будет качественно. 

У каждой команды две попытки. Первая – чтобы примериться. После нее дается время на внесение корректив в модель и её усовершенствование перед решающей попыткой.

— Первый раз наш робот справился не со всем, — печалится воспитанник центра Пётр Куклин. — Я неправильно его установил на поле, потому что очень волновался. Робот не смог проехать через турникет – запутался. 

Пётр занимается робототехникой со второго класса, больше всего ему нравится программирование. В будущем парень мечтает освоить создание более сложных моделей. Его напарник Артём Мадягин в команде отвечает скорее за хорошее настроение и выступает в роли группы поддержки.

— Я занимаюсь в нашем центре с первого класса, — рассказывает Артём. — Просто мимо проходил, увидел интересное и захотел записаться. Сегодня не волнуюсь, у меня все нормально. Ребята на турнире собрались сильные, но я с ними не знакомлюсь – они же соперники.

Качество на проверку 

Как пояснила руководитель центра цифрового образования детей «IT-Куб.Барнаул» Светлана Шефер, этот роботурнир отличается от многих других тем, что тут не зацикливается всё на навыках программирования.

«Ребята должны уметь решать инженерные и логические задачи, продумывать и создавать особенную конструкцию, которая будет адаптирована сразу под разные условия, —поясняет Светлана Шефер. — Кроме того, в этом году отдельным треком защищаются ребята, которые в течение полугода проводили исследования окружающей среды, используя робототехнические устройства. Это – финалисты регионального конкурса «ЭкоБоты: Исследователи века технологий». 

В числе изобретателей-дебютантов воспитанники регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Алтайском крае «Талант 22» Семён и Иван Толстовы. 

— Своим проектом мы загорелись в начале этого календарного года, – рассказывает Иван. – В итоге создали устройство, которое помогает определить качество воздуха в помещении: считывает показатели температуры, относительной влажности и количество углекислого газа. Цифры сравнивает с нормой. Если все хорошо, горит зеленая лампочка, если что-то не так, загорается красная и звучит характерный звуковой сигнал.

— Изобретение довольно простое, – добавляет Семён. – Состоит оно из экрана, двух датчиков и двух светодиодов. Чтобы создать и запрограммировать его, много времени не потребовалось. Дольше занимались написанием исследовательской работы и составлением выступления. На защите все прошло хорошо, эксперты нам задавали вопросы, но мы на все знали ответы.

Руководитель команды, педагог дополнительного образования центра «Талант 22» Андрей Винокуров тоже остался ребятами доволен. В его практике опыта публичного выступления воспитанников ещё не было.

— Эти ребята строят свою карьеру робототехников уже на протяжении семи-восьми лет, не первый год работают со мной, — говорит Андрей Алексеевич. — Тему проекта по сути они выбирали сами, руководствуясь своими интересами. Тестировали оборудование вместе почти во всех помещениях «Таланта 22». В кабинетах, где установлены станки с ЧПУ, как оказалось, показатели воздуха выше, значит, там более часто нужно проводить проветривание и различного рода обработку. Также проводили исследования в серверной и кладовой. 

В перспективе свое изобретение разработчики планируют модернизировать и связать с другими устройствами и системами. Потенциально устройство сможет, например, автоматически открывать окна при необходимости проветривания помещения, включать кондиционер или изменять его режим работы.

 

Призовой фонд турнира сформировался благодаря взаимодействию регионального министерства экономического развития и Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования. В этом году робототехнический турнир принимал участников из Барнаула, Новоалтайска, Заринска, Поспелихинского, Целинного, Чарышского и Первомайского районов.