Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
19|Апрель 2024
Все новости

Учитель истории и обществознания Елена Никитенко: «На своих занятиях я прежде всего учу ребят мыслить».

В региональном центре для одарённых детей «Талант 22» проходит образовательная программа «Школа юного историка-исследователя». В ней принимают участие школьники 6-8 классов, которые хорошо знают разделы школьного курса истории, принимают участие в различных олимпиадах по истории, включая Всероссийскую олимпиаду школьников. 

Ведёт программу Елена Германовна Никитенко, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Елена Германовна, у Вас большой педагогический стаж, серьёзный опыт. Расскажите, почему вы постоянно ищете что-то новое. В чём секрет такой Вашей беспокойности, Вашего интереса к профессии?

- Знаете, я всегда заряжалась от работы. Я никогда не занимаюсь тем, что мне не нравится. Всегда испытываю страсть. Мне это нравится. Если ты ведешь урок, надо отдаваться этому полностью. В работе с учеником, на самом деле, очень важно поступательное движение, которое порой идёт медленно. Помню, работала в классе, где интерес к истории, «мягко говоря, был нулевым». Вот морочила я им, морочила голову историей, и постепенно ребята стали понимать, что этот предмет может быть интересен. Говорит мне один из моих двоечников: «Елена Евгеньевна, мы сейчас с дедушкой по радио воспоминания маршала Жукова слушаем. Мне так интересно. А вы эту передачу слушаете?». И вот такие вещи не могут не заряжать. Я думаю, поэтому есть зачем жить и зачем работать.

Как возникла идея поработать с мотивированными ребятами в «Таланте»?

Во всём виновата руководитель Центра Татьяна Владимировна Денисенко (смеётся). Она как-то «считала» эту идею, дала название программе - «Школа юного историка-исследователя».  Здесь работать комфортно. Условия для детей созданы прекрасные. Есть возможность видеоконференцсвязи.  В работе Школы приняли участие дети не только из Барнаула, но и из Бийска и Краснощёково. Я тоже здесь учусь. Вот освоила платформу «Webinar.ru», теперь ею пользуюсь. Очень хорошо, что в Алтайском крае есть центр для одарённых детей, нам повезло. Задача всех и каждого – чтобы об этом узнали.


Расскажите, чем вы занимаетесь с ребятами на занятиях?

Мы здесь занимаемся исследовательским чтением. Я поняла, что ребятам сложно даются олимпиадные задания. Например, есть историческое эссе. Человек должен прочитать цитату - высказывание историка. Предполагается, что ребёнок должен исследовать этот маленький текст. Цитата состоит из 1-го - 4-х предложений. Школьник должен выявить проблему, задачи, провести историографическое исследование, привлекая историческую литературу. Это сложно. Почему сложно? Надо постараться читать не через фильтры. Обычно мы читаем и понимаем только то, что нам хочется увидеть в тексте, не видим контекста. Подобная работа помогает ученику понять, что каждое слово имеет значение. Мы учимся видеть бесконечное количество ответвлений! На мой взгляд, суть исследовательского подхода к жизни заключается в том, что любое явление, любой предмет тянет за собой огромный пласт взаимосвязанных размышлений, узнаваний, неожиданностей. Я говорю ребятам, что исследовательским чтением надо читать школьные учебники.

А когда ребята начинают понимать, насколько это важно?

Знаете, на первом занятии я у них спросила: «Ребята, зачем вы сюда пришли?».  Они мне начали говорить одно и то же: «Мы хотим больше узнать по истории. А смысл? Зачем? Есть огромное количество сайтов, где очень много всего. Это сайты «Арзамас», «Постнаука», платформа «Открытое образование» и многое-многое другое. Читайте, слушайте - узнаете много нового. 

На самом деле, смысла в подобных ожиданиях нет. Я ставлю другую цель – провести тренинг мышления. Важно показать, что такое исследовательское мышление, из каких слагаемых оно складывается, как мы можем его развивать и где применять. Любое исследование, любые первые шаги в науку предполагают широту взглядов. Вот этому надо учиться! 

На Ваш взгляд, какие формы работы с детьми наиболее эффективны?

Формы работы здесь могут быть самыми разными. Универсальных ключей к успеху ещё никто не подобрал. Мы пишем эссе, работаем с проектами, проводим источниковедческие исследования. Здесь важно всё: работа с источниками, различными словарями. В одной фразе может быть сказано так много! На своих занятиях я прежде всего учу ребят мыслить. Мне интересно взаимодействие с людьми, особенно с теми, которым пока ещё интересно познание мира. Зачастую у нас, у взрослых, «замыленный» взгляд. Мы воспринимаем информацию через свои фильтры, сложившиеся стереотипы. У детей этого пока нет. Поэтому здесь огромное и благодатное поле для работы педагога.