В Алтайском крае начался традиционный турнир «Математические бои команд школ Алтайского края и городов Сибири памяти Евгении Владимировны Напалковой». Мы встретились с одним из основателей турнира Дмитрием Николаевичем Оскорбиным, кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры математического анализа АлтГУ, председателем жюри младшей группы Турнира
Дмитрий Николаевич, на Ваш взгляд, в чем заключается цель состязания?
- Основная цель – мотивация. Важно, чтобы дети посоревновались в решении математических задач, чтобы познакомились с соперниками, чтобы подружились. Важно чтобы коллеги – учителя математики - тоже между собой пообщались.
В Алтайском крае турнир проходит с 1999 года. Что нового в этом году?
- В этом году у нас 58 команд. Это рекорд. Это давняя мечта. Я всегда хотел, чтобы наш турнир был межрегиональным. К нам традиционно приезжала команда из Новосибирска. В этом году на наше приглашение откликнулись многие. У нас 8 гостевых команд. Это ребята из Красноярска, Омска, Абакана и Новосибирска. Есть даже отдельные участники из Горно-Алтайска. Есть сборная команда – Барнаул-Горно-Алтайск. У нас есть команды из городов Алтайского края – из Бийска и Заринска. В этом году на турнире появились впервые семиклассники. И это понятно. Сейчас родители очень активно стараются привлекать детей к различным конкурсам и соревнованиям с начальной школы. Многие турниры в России «молодеют». Мы тоже. На следующий год, может быть, удастся сделать турнир для ребят 5-6 классов. Детям интересно сражаться, состязаться, уровень мотивации достаточно высокий.
Как создаются задачи для турнира?
Создание задач – процесс сложный, творческий, он занимает больше месяца. Хочется сделать их оригинальными, но это не всегда удаётся. Тут несколько вариантов. Мы адаптируем известные классические задачи, формулируем их в занимательной форме, чтобы детям было интересно решать. Кроме того, надо сделать так, чтобы задачи не «гуглились». Было подготовлено 60 задач, 24 из них отобрала методическая комиссия турнира. Надо сказать, что в решении этих задач бывают затруднения у педагогов. Иногда дети их решают быстрее. В школьном учебнике математики ребята видят упражнения, а здесь – задачи. Первое, что иногда они испытывают – это шок. Не всегда понятно, что с ними делать, с этими задачами. Потом ребята начинают совместное решение, идет командная работа, и шок заканчивается. Поэтому наши задачи – командные!
Почему математический турнир назвали боем?
Математический бой — это соревнование двух команд в решении математических задач, а также в умении представлять свои решения с четким обоснование ключевых моментов. Важно умение проверять чужие решения, оппонировать. Математический бой был изобретён в середине 60-х годов учителем математики школы №30 г. Ленинграда Иосифом Яковлевичем Веребейчиком. За 50 лет своего существования математические бои завоевали огромную популярность в самых разных уголках нашей страны.
В математических боях есть тактика и стратегия. Мало просто правильно решить задачу. Надо правильно вызывать соперника на бой, выстраивать стратегию игры. Ребята должны решить, на какую задачу можно вызвать соперника, поймать его на ошибках. Каждый раунд в математическом бою- это такая мини защита диссертации.
-Турнир носит имя учителя математики 42-барнаульской гимназии Евгении Владимировны Напалковой. Расскажите, почему?
Евгения Владимировна -это мой учитель математики. Она обладала удивительной способностью влюбить в математику каждого человека. А самое главное, она научила тому, как нужно относится к делу. Она научила любить своё дело, то, чем занимаешься, отдаваться этому без остатка. Благодаря ей после окончания вуза я пошёл работать в школу. Первые годы работы Евгения Владимировна стала моим наставником. Мы с ней вместе работали, даже в одном классе. В 1999 году мы решили проводить бои. Это была совместная идея и совместный проект. В 2003 году, когда Евгении Владимировны Напалковой не стало, мы решили, что самое правильное -сделать турнир её памяти.
-И немного о Ваших учениках. Есть ли молодые люди, готовые продолжить Ваше дело?
Мало кто из молодёжи сегодня идёт работать в учителя. Я могу назвать своих учеников, которые отличились в математике. Они стали кандидатами наук, занимаются серьёзной наукой. А вот тех, кто стал учителем, таких мало. Сейчас есть Алина Шимолина. Она заканчивает Алтайский госуниверситет. С первого курса было понятно, что это учитель. Она из Суетского района, её мама работает учителем математики. Алина помогает мне вести кружки, уже 2 раза поработала на программах в образовательном центре «Сириус». Учительский ген есть. У неё есть призвание работать с детьми!